80 лет Великой Победе!
Историк рассказал, как СССР дискредитировал США ситуацией со сбитым U-2
01.05.2025 02:38

Эта операция была направлена на дискредитацию Вашингтона и нанесение мощного удара по президенту США Дуайту Эйзенхауэру, который находился в период предвыборной кампании. Следует отметить, что именно в этот период международные отношения достигли пика напряженности.

Историк спецслужб Олег Матвеев подчеркивает, что тактика Хрущева в использовании политических инцидентов для достижения своих целей была мастерски проработана. В результате этой информационной операции, мировое сообщество стало воспринимать СССР и его лидера в новом свете, что повлияло на дальнейшее развитие холодной войны.

Согласно словам эксперта, эта историческая ситуация стала ярким примером того, как влиятельные политики могут использовать медийные ресурсы для достижения своих целей и изменения общественного мнения. Важно помнить, что подобные информационные операции имеют далеко идущие последствия и могут существенно повлиять на международные отношения.

Важное историческое событие произошло 65 лет назад - 1 мая 1960 года. В 8.53 по московскому времени советские средства ПВО сбили американский высотный самолёт-разведчик Lockheed U-2 под Свердловском. Этот самолёт пилотировал опытный летчик специального разведывательного подразделения "10-10" ЦРУ США - Фрэнсис Гэри Пауэрс.

Самолёт был поражен ракетой зенитного ракетного комплекса С-75 на высоте примерно 20,7 тысячи метров. Пилоту, Фрэнсису Гэри Пауэрсу, удалось покинуть самолет, и после этого он был задержан местными жителями в точке приземления, недалеко от упавших обломков своего самолёта.

Этот инцидент стал одним из ключевых моментов в холодной войне между СССР и США. Он вызвал международный скандал и усилил напряженность между двумя сверхдержавами. Последствия этого инцидента повлияли на дальнейшее развитие геополитической обстановки в мире.

В мае 1960 года американского летчика Фрэнсиса Гэри Пауэрса перевели в Москву и заключили в тюрьму КГБ на Лубянке под обвинением в шпионаже. После проведения трех с половиной месяцев следствия его приговорили к 10 годам лишения свободы, из которых первые три года он должен был отбывать в тюрьме.

В приговоре Военной коллегии Верховного суда СССР от 19 августа 1960 года отмечалось, что 1 мая 1960 года военная часть противовоздушной обороны Советского Союза обнаружила неизвестный самолет, нарушивший государственную границу в районе города Кировабада Таджикской ССР на высоте 20000 метров, недоступной для гражданской авиации.

Подобные инциденты на границе между США и СССР ставили под угрозу международные отношения и безопасность обеих стран. Пауэрс стал одним из участников напряженной ситуации, которая привела к его аресту и последующему осуждению.

В документе отмечалось, что воинские части противовоздушной обороны страны тщательно отслеживали полет самолета, который пролетал над крупными промышленными центрами и важными оборонными объектами. Только после того, как самолет-нарушитель проник в пределы Советского Союза на 2000 километров, и злонамеренный характер его полета стал очевиден, батарея зенитных ракет по приказу Советского правительства сбила самолет-агрессор в районе города Свердловска.

Этот инцидент подчеркивает важность обеспечения безопасности воздушного пространства и защиты от потенциальных угроз. Действия противовоздушной обороны были строго регулированы и принимались в соответствии с установленными протоколами. Сбитие самолета-нарушителя было необходимым шагом для предотвращения возможных опасностей для общественной безопасности и мира.

Этот случай также подчеркивает важность международного сотрудничества и дипломатических усилий для предотвращения конфликтов и обеспечения мирного сосуществования. Взаимопонимание и диалог между странами играют ключевую роль в предотвращении подобных инцидентов и обеспечении стабильности на международной арене.

В приговоре, оглашенном в Колонном зале Дома Союзов ССР в Москве, подчеркнули, что Пауэрс являлся послушным исполнителем коварных планов Центрального разведывательного управления США, действующих с согласия американского правительства. Это было оглашено на публичном процессе.

Считается, что информацию об уничтожении американского самолета Никите Хрущеву передали прямо на Красной площади утром, когда он приветствовал первомайскую демонстрацию трудящихся Москвы, стоя на трибуне мавзолея. Эту информацию предоставил Матвеев.

По мнению выступивших в ходе процесса, Пауэрс действовал по указаниям ЦРУ США и совершил преступление согласно планам американского правительства. Эти обвинения были подробно рассмотрены в ходе судебного заседания в Москве.

Эксперт отметил, что Никита Сергеевич провел выдающуюся информационную операцию, которая не только раскрасила американцев в негативном свете перед мировым сообществом, но и нанесла серьезный удар по президенту США за пять месяцев до выборов. Не спеша раскрывать происшествие, советский лидер добился мощного имиджевого эффекта.

По мнению Матвеева, 3 мая 1960 года правительство США, осознавая, что их разведывательный самолет пропал над территорией СССР, предварительно начало создавать оправдание, утверждая, что самолет U-2, используемый для изучения метеорологических условий, исчез 1 мая в воздушном пространстве Турции. Эксперт добавил, что такой ход событий позволил американцам попытаться уменьшить негативное воздействие утраты самолета на международную обстановку.

Возможно, он потерпел крушение в озере Ван после того, как пилот доложил о проблемах с кислородным оборудованием, считают эксперты. Следом за этим Никита Хрущев вынул из своего арсенала первую информационную карту и на заседании Верховного Совета СССР 5 мая 1960 года заявил о сбитом американском самолете, но без деталей происшествия и судьбы пилота. "Теперь американцы пришло время ответить в информационной войне. И они это сделали!", - подчеркнул историк Матвеев.

По мнению экспертов, возможно, что он потерпел крушение в озере Ван после того, как пилот сообщил об неисправности кислородного оборудования. На фоне этого события Никита Хрущев вынул из своей арсенала первую информационную карту и на заседании Верховного Совета СССР 5 мая 1960 года заявил о сбитом американском самолете, но без уточнения деталей происшествия и судьбы летчика. Именно в этот момент американцы решили ответить в информационной войне, отметил Матвеев.

"Сейчас американцы пришло время ответить в информационной войне. И они это сделали!", - отметил Матвеев, комментируя ситуацию с сбитым самолетом и последующими действиями сторон.

Эксперт Матвеев подчеркнул, что важно учитывать контекст исторических событий для понимания ситуации с самолетом U-2, который, как утверждалось, сбился над территорией СССР. Он также отметил, что представитель Госдепартамента США не располагал информацией о реальных обстоятельствах происшествия.

Кроме того, стало известно, что НАСА, защищая ЦРУ, опубликовала пресс-релиз, подтверждающий ложную версию о том, что самолет U-2 выполнял метеорологические исследования в районе советско-турецкой границы. Эксперт добавил, что для поддержания этой легенды один из самолетов был специально перекрашен и представлен как аппарат НАСА с фальшивым номером.

Таким образом, ситуация с самолетом U-2 становится еще более загадочной и требует дальнейшего расследования, чтобы раскрыть все обстоятельства произошедшего и выявить истинную причину инцидента.

Важное событие произошло на заседании Верховного Совета, когда Никита Хрущев рассказал о своем "козырном информационном тузе" - пилоте сбитого самолета-шпиона, который остался жив. Это стало настоящим шоком для американцев, которые были обвинены во лжи и посрамлены перед мировым сообществом. На фоне этого события стало ясно, что ситуация между странами накаляется, и дипломатические отношения могут ухудшиться.

Официальная позиция американцев была раскрыта, и Хрущев не остался в стороне, представив доказательства пребывания самолета над территорией СССР. Этот ход сделал видимым истинное положение дел и заставил американцев оказаться в затруднительном положении. Весь мир узнал о разведывательной миссии самолета и о попытках скрыть правду.

В результате этого инцидента, отношения между СССР и США оказались на грани конфликта. Обе стороны были вынуждены пересмотреть свои действия и стратегии, чтобы избежать дальнейшего ухудшения ситуации. Весь мир следил за развитием событий и надеялся на мирное разрешение конфликта.

С 1956 по 1960 годы в рамках программы разведывательных полётов над территорией СССР было проведено 24 полета самолётами U-2. Эти полёты позволили американским разведчикам обнаружить значительное количество военных и промышленных объектов. На пресс-конференции 9 мая 1960 года глава Госдепа США Кристиан Гертер наконец-то признал факт проведения шпионских полётов в воздушном пространстве Советского Союза, которые продолжались уже несколько лет. Эту информацию подтвердил и президент США Дуайт Эйзенхауэр всего через два дня после пресс-конференции.

После того, как останки сбитого самолёта были выставлены в ЦПКиО им. Горького в мае 1960 года, это стало не только развлечением для москвичей и гостей столицы, но и демонстрацией силы советской ПВО перед иностранными военными атташе. Как отметил Матвеев, политические последствия этого инцидента для американцев продолжились и далее.

Но история с прерванным полетом U-2 оказала влияние не только на отношения между СССР и США. Через две недели после этого инцидента, на саммите в Париже с участием лидеров СССР, США, Великобритании и Франции, этот случай снова стал центром внимания и перевернул повестку дня мероприятия.

Конференция, которая должна была длиться три дня, была сокращена до одного дня 16 мая. В этот день как Хрущёв, так и Эйзенхауэр выступили с заявлениями по поводу произошедшего, как отметил историк Матвеев. Хрущёв остро обвинил США в вероломстве и потребовал публичных извинений, а также прекращения полётов разведывательных самолётов над советской территорией. Эйзенхауэр, в свою очередь, признал факт шпионских полётов и выразил сожаления по этому поводу, заявив о временном приостановлении разведывательной программы до января 1961 года.

После инцидента на конференции возникли напряженные отношения между США и Советским Союзом. Обе стороны пытались сохранить лицо, но обвинения и требования Хрущёва вызвали серьезные дипломатические осложнения. Эйзенхауэр, соглашаясь на временное прекращение полётов, пытался смягчить обстановку, но ситуация оставалась напряженной.

История инцидента на конференции 16 мая стала одним из ключевых моментов в отношениях между двумя великими державами того времени. Она подчеркнула сложность международных отношений и важность дипломатического мастерства в разрешении конфликтов.

На фоне скандальных угроз сбивать самолеты, высказанных Хрущевым, программа конференции была сорвана. Этот инцидент привел к тому, что мероприятие завершилось до того, как оно даже началось, по словам Матвеева.

Слова Хрущева о возможности сбивать самолеты, летающие над территорией страны, вызвали огромное беспокойство и недовольство. Президент Эйзенхауэр остался в полном сомнении относительно дальнейших шагов в этой ситуации.

"Конечно, принимать решение о направлении самолетов в воздушное пространство – это в компетенции президента Эйзенхауэра. Однако, вопрос о том, как мы будем реагировать на такие действия, лежит на нас, и мы примем решение определенно – мы будем защищать нашу территорию", - подчеркнул Хрущев.

Эксперт отметил, что Хрущёв, не получив извинений от американской стороны, принял решение отменить приглашение советской стороны Эйзенхауэру посетить СССР в июне того же года. Это стало еще одним ударом по имиджу президента накануне выборов. Не скрывая своих предпочтений, Хрущёв явно не желал переизбрания Эйзенхауэра, а предпочел молодого кандидата от демократов Джона Кеннеди.

Кроме того, Матвеев отметил, что скандал с прерванным полетом Пауэрса негативно сказался на американцах. Все заверения на уровне президента о прекращении разведывательных полетов оказались лишь пустым звуком. Это событие лишь усугубило напряженность в отношениях между СССР и США.

1. В июле 1960 года над Баренцевым морем произошел инцидент с самолетом RB-47H Stratojet ВВС США, который влетел в воздушное пространство СССР. Этот случай стал одним из многих в серии напряженных событий во времена Холодной войны.

2. На борту RB-47H была специальная аппаратура радиолокационной разведки, предназначенной для сбора информации о советских военных объектах. Экипаж самолета выполнял миссию вдоль северных морских границ СССР, что вызвало острую реакцию советских военных.

3. В результате изменения курса и нарушения воздушного пространства СССР, американский самолет был перехвачен советским МиГ-19 под управлением гвардии капитана Василия Полякова. Этот инцидент привел к напряженным военным действиям и стал одним из примеров конфликта между двумя сверхдержавами.

В результате авиационного инцидента, произошедшего в море, несчастный самолет получил серьезные повреждения и потерпел крушение. Четыре члена экипажа, включая командира и трех радиотехнических разведчика, погибли в результате катастрофы. Два других члена экипажа, второй пилот и штурман, капитаны ВВС США Джон Портер Маккоун и Брюс Фримэн Олмстед, были спасены советскими рыбаками и переданы органам госбезопасности СССР для проведения расследования по обвинению в нарушении государственной границы Советского Союза и шпионаже.

В связи с инаугурацией нового президента США Джона Кеннеди 20 января 1961 года, Никита Хрущёв отправил ему поздравительное письмо, выражая готовность к укреплению дружественных отношений между советским и американским народами. В знак доброй воли и желания советского руководства провести конструктивные переговоры, было принято решение о помиловании американских лётчиков, задержанных на советской территории, еще до завершения следствия и их возвращения на родину. Этот шаг был отмечен Матвеевым как важный сигнал для американской стороны о готовности к диалогу и улучшению отношений.

В январе 1961 года Маккоун и Олмстед были освобождены и доставлены на авиабазу Эндрюс, где их встретили родные. Сразу после этого они были приглашены в Белый дом на прием к президенту Кеннеди и его супруге. Параллельно с этим, пилот U-2 Фрэнсис Гэри Пауэрс продолжал отбывать наказание в Владимирском централе.

В феврале 1962 года на Глиникском мосту между Западным Берлином и Потсдамом произошел обмен: Пауэрса на выдающегося советского разведчика-нелегала Вильяма Фишера, более известного как Рудольф Абель. Этот обмен стал одним из ключевых событий в холодной войне, отразив сложные отношения между США и СССР в то время.

В Берлине, согласно договоренности с американскими властями, произошло освобождение американского студента-экономиста Фредерика Прайора, который был задержан по обвинению в шпионаже. Этот инцидент поднял волну обсуждений о безопасности и разведывательной деятельности в международных отношениях. Случай Прайора стал ярким примером сложности ситуаций, связанных с подозрениями в шпионаже и международными договоренностями. Важно разбираться в тонкостях подобных ситуаций, чтобы избежать дальнейших инцидентов и конфликтов.

Источник и фото - ria.ru