80 лет Великой Победе!
Владимир Ефимов: реновация перешла от точечной застройки к квартальной
09.09.2025 08:00

Эксперт подчеркивает, что развитие города связано не только с экономическими факторами, но и с умелым планированием его инфраструктуры и жилых комплексов. Несмотря на высокую ключевую ставку, из-за которой в ряде секторов экономики формируется негативный новостной фон, реальные тренды московского рынка недвижимости показывают положительную динамику.

В интервью РИА Новости Владимир Ефимов рассказал о программе "Московские кварталы", в рамках которой мэрия будет продавать излишки жилья по реновации и балансировать таким образом столичный бюджет. Эта программа не только способствует развитию города, но и обеспечивает доступное жилье для жителей с разным уровнем дохода. Он также упомянул о законтрактованных объемах строительства метро в городе и об эксперименте с Федеральной налоговой службой, запущенном властями для снижения финансовой нагрузки на добросовестных подрядчиков, работающих в Москве по госзаказу. Важно подчеркнуть, что такие инициативы способствуют улучшению инвестиционного климата и развитию строительной отрасли в столице.

В современных условиях эксперты обращают внимание на экономический фон в строительной сфере Москвы и возможные проблемы с завершением объектов коммерческих девелоперов. Ольга Набатникова беседовала с Владимиром Владимировичем по этому поводу.

По мнению Владимира Владимировича, рынок недвижимости в Москве, как жилой, так и коммерческий, наблюдает небольшое замедление. Он отмечает, что сравнивать текущую ситуацию с предыдущими годами не совсем корректно. В 2023 году, например, рынок недвижимости в Москве находился под влиянием мер поддержки, а ключевая ставка только начала расти, что способствовало буму на жилой рынок. Однако сейчас экономический фон совсем иной, и прямые аналогии неуместны.

В последние пять-семь лет наблюдается положительная динамика на рынке недвижимости, что отражается в увеличении объемов и сроков ввода объектов. Текущие показатели удовлетворяют спрос как со стороны разработчиков, так и со стороны покупателей. Более того, можно с уверенностью сказать, что в сфере недвижимости созданы благоприятные условия для будущего развития. Это подтверждается увеличением количества принятых градостроительных решений, разрешений на строительство и согласованных архитектурно-градостроительных решений (АГР). Все это говорит о стабильности и перспективности отрасли.

В последние годы Московский мэр Сергей Семенович Собянин активно работает над развитием города, уделяя особое внимание градостроительным проектам. Еженедельное рассмотрение вопросов комплекса позволяет ему принимать непрерывные решения, способствуя качественному улучшению городской среды в ближайшие 10-15 лет. На сегодняшний день задел градостроительных проектов в Москве обеспечивает ее устойчивое развитие.

На федеральном уровне наблюдается иная динамика: представителей кабмина беспокоят перспективы ввода жилья в 2026-2028 годах. Это свидетельствует о различиях в подходах к градостроительству на разных уровнях власти.

Интересно отметить, что за последние годы в Москве было введено примерно 5 миллионов квадратных метров жилья в год. Этот показатель значительно превышает предыдущие показатели и свидетельствует о нацеленности на развитие жилищного фонда города.

В свете активной программы реновации в Москве ожидается увеличение объемов строительства жилой недвижимости, несмотря на возможные колебания в сфере коммерческой застройки. Однако некоторые участники рынка недвижимости высказывают опасения относительно задержек в согласовании проектов в городе. Возможно, это связано с экономическим контекстом или административными факторами. Несмотря на это, общие сроки согласования градостроительных решений в Москве, по данным официальных источников, остаются неизменными.

Новое решение о принципах принятия решений на градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) отличается от прежнего подхода. Теперь после утверждения проекта на ГЗК, мы стремимся оценить, как проект будет сочетаться с архитектурной и градостроительной средой города. Ранее правительство столицы принимало решение и вносило изменения в правила землепользования и застройки, а затем инвестор приступал к проектированию, подготовке архитектурно-градостроительного решения, экспертизе и получению разрешения на строительство.

Существует опасность, что неудачные проекты могут негативно сказаться на облике города и не добавят красоты Москве. Поэтому важно уже на этапе принципиального решения учитывать архитектурные и градостроительные аспекты, чтобы избежать потенциальных проблем в будущем.

Важно отметить, что после прохождения ГЗК мы запрашиваем у застройщика предоставить нам детальную трехмерную модель нового здания, чтобы убедиться, что оно гармонично впишется в окружающую застройку и не нарушит нормы инсоляции. Это позволяет нам заранее учитывать архитектурные аспекты до внесения изменений в ПЗЗ. Как только дизайн здания утвержден, мы оперативно вносим изменения в правила землепользования и застройки.

Возникает вопрос: почему у застройщиков возникает ощущение сдвига сроков выполнения проектов? Одной из причин является ужесточение требований к фасадам, объемам и планировке зданий, включая установление минимальных размеров квартир.

Последние события показали, что некоторые компании, включая те, которые занимаются проектами массового жилья, столкнулись с трудностями в согласовании необходимых разрешений и документов. На первом этапе возникли сложности, но благодаря усилиям всех сторон проблема была успешно преодолена. Сейчас ситуация, на мой взгляд, улучшилась и проекты снова находятся в развитии.

Городские подрядчики, безусловно, испытывают давление из-за высокой стоимости банковского кредитования для операционных нужд. Однако, благодаря принятым решениям по госзаказу, удалось избежать необходимости обращаться за финансированием к банкам для реализации городских проектов. Это позволило подрядчикам более свободно вести свою деятельность и успешно завершать работы.

Важно подчеркнуть, что в процессе переговоров и согласований все стороны проявили гибкость и понимание, что способствовало решению возникших проблем. Теперь, благодаря скоординированным усилиям и правильным стратегическим шагам, городские проекты могут быть реализованы без дополнительных финансовых затрат на кредитование.

С начала текущего года мы начали совместный проект с Федеральной налоговой службой в Москве. В рамках этого проекта мы внедрили новое правило: регулярно, каждый квартал или даже чаще, предоставляем подрядчикам дополнительные авансы, если замечаем положительную динамику на строительной площадке. Мы стремимся поддерживать аванс в размере 30% от общего годового объема работ. Особое внимание уделяем ситуациям, когда для реализации проекта требуется закупка дорогостоящего оборудования, например, для медицинских учреждений. В таких случаях мы выделяем дополнительные финансовые ресурсы для приобретения необходимого оборудования.

Для добросовестных, надежных и прозрачных компаний, столкнувшихся с проблемой дорогостоящих банковских гарантий, необходимых для получения авансирования, он предлагает инновационное решение. Организациям, успешно прошедшим скоринг ФНС и набравшим более 15 баллов, а также заключившим соглашение о предоставлении доступа к своему кабинету налогоплательщика для регулярных проверок, предоставляется возможность получить аванс без необходимости обращаться за банковской гарантией. Это решение не только облегчает процесс для компаний, но также способствует экономии миллиардов рублей для города, поскольку избавляет подрядчиков от необходимости возмещать стоимость банковских гарантий в рамках смет.

В этом году Московский фонд реновации планирует ввести в эксплуатацию около 2 миллионов квадратных метров жилья. С начала текущего года уже построено и сдано более 600 тысяч квадратных метров жилья, что является абсолютным рекордом за первые семь месяцев программы реновации. Судя по темпам строительства на объектах, мы уверены, что достигнем плановых показателей к 2025 году.

– Вы уже упомянули, что в будущем планируете увеличение объемов ввода жилья по реновации. Какие конкретные шаги предпринимаются для ускорения процесса строительства и сдачи объектов?

Плановый объем ввода жилья в рамках программы реновации в этом году составляет около 2 миллионов квадратных метров. Уже с начала года сдано более 600 тысяч "квадратов", что является рекордом за первые семь месяцев. При текущих темпах строительства мы уверены, что выполним целевые показатели к 2025 году.

В рамках программы развития города запланирован ввод 2,5-3 миллионов квадратных метров жилья в ближайшие годы. Однако, необходимо учитывать баланс доходов и расходов, чтобы не превысить отведенные 35% доходов на развитие. Эти средства будут направлены не только на реновацию, но и на развитие транспортной инфраструктуры, обновление медицинских учреждений и другие ключевые проекты.

Московский фонд реновации уже провел несколько конкурсов на заключение договоров подряда в рамках комплексного развития территорий. Это свидетельствует о том, что программа реновации переходит на новый этап, где акцент смещается с точечного сноса и строительства на более комплексный подход к развитию города. Новые проекты будут охватывать не только жилые здания, но и инфраструктуру, общественные пространства и другие аспекты улучшения городской среды.

В настоящее время, благодаря переселению жителей в рамках программы реновации, открываются новые возможности для развития городской инфраструктуры. Это позволяет планировать строительство кварталов и создавать целые новые районы с современной застройкой.

Кроме того, важно заключать долгосрочные контракты не только в рамках реновации, но и на других объектах, где можно объединить строительно-монтажные работы. Это позволяет подрядчикам создавать долгосрочные производственные программы, планировать ресурсы и инвестиции, а также обеспечивать стабильность рабочих мест.

Такой подход способствует не только развитию строительной отрасли, но и созданию новых рабочих мест, повышению качества жилья и улучшению городской среды в целом. В итоге, это способствует улучшению жизни горожан и развитию города в целом.

В современных условиях городу требуются надежные и профессиональные подрядчики, способные выполнять работы в срок и без нарушений контрактов. Это позволяет избежать необходимости расторгать договоры и начинать все сначала. Кроме того, важно отметить, что сокращение количества подрядчиков, работающих с городом, происходит за счет их консолидации.

Существует вопрос о том, не приведет ли сокращение количества подрядчиков к ухудшению конкуренции на рынке городских заказов. Однако стоит учитывать, что на данный момент с городом сотрудничают десятки подрядчиков по различным направлениям. Например, Фонд реновации имеет более 50 партнеров, а в гражданском строительстве – примерно столько же. Кроме того, на долю крупных компаний приходится осуществление 80% всех работ по городским проектам.

Проект "Московские кварталы", запущенный в мае этого года, представляет собой инициативу, связанную с программой реновации жилого фонда. Он реализуется компанией "Московские кварталы", которая является дочерней структурой Московского фонда реновации. Основная задача компании заключается в продвижении на рынок жилья, построенного в рамках программы реновации, объем которого на сегодняшний день составляет около 15% от общего ввода. С завершением второй волны программы реновации, ожидается увеличение этого объема.

Интересующийся спрашивает у собеседника, сколько жилья, построенного по программе реновации, будет выведено на рынок в этом году. По оценкам, примерно 300 тысяч "квадратов" жилья будут доступны для продажи. Это говорит о значительном вкладе проекта "Московские кварталы" в обновление жилищного фонда и улучшение жилищных условий горожан.

Городская структура должна соревноваться с коммерческим девелопером, при этом сохраняя честность процесса. Важно учитывать, что город не тратит средства на приобретение земли и не получает финансирование для проекта. Это может создать неравные условия на рынке недвижимости.

Поэтому возникает вопрос о том, насколько честной будет конкуренция между городской структурой и коммерческим девелопером. Ведь город не несет затрат на приобретение площадки и не берет проектное финансирование, что может повлиять на ценовую политику.

Нельзя игнорировать факторы, определяющие честность конкуренции. Государственное имущество должно продаваться по рыночной цене, с соблюдением всех законодательных норм. Необходимо проводить независимую оценку лотов и выставлять их на аукцион, соблюдая установленные процедуры.

Важно отметить, что вопрос о привлекательности экономических условий города для коммерческих девелоперов имеет множество аспектов, которые необходимо учитывать. Несмотря на то, что мы не платим за земельные участки по договору купли-продажи, наши расходы на расселение жителей, строительство нового жилья и социальной инфраструктуры, а также на подготовку участка к новому проекту являются значительными.

Важным событием в отрасли стало недавнее изменение руководства главного технического заказчика строительства метро в Москве – компании "Мосинжпроект". Это вызвало волну вопросов о причинах смены руководства и возможных внутренних проблемах в компании.

Что касается управления проектами строительства и инфраструктурой, важно понимать, что каждая компания сталкивается с уникальными вызовами и решениями. Необходимо учитывать широкий спектр факторов, влияющих на экономическую привлекательность и эффективность деятельности в данной отрасли.

"Мосинжпроект" имеет стабильное финансовое состояние, что подтверждает его устойчивость как организации. Однако, в городских структурах происходит плановая ротация кадров, чтобы внедрить новые управленческие подходы, сохраняя при этом накопленный опыт. Сергей Жуков, бывший руководитель "Мосинжпроекта", продолжает работать в команде, занимая должность первого заместителя генерального директора в "Мосметрострое".

Несмотря на стабильность финансового положения компании, важно осознавать необходимость постоянного развития и изменений в управлении. Ротация кадров способствует обновлению подходов к управлению, что помогает компании адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и сохранять конкурентоспособность.

Сергей Жуков, оставаясь частью команды "Мосинжпроекта" в новой должности, продолжает вносить свой вклад в развитие компании и применять свой опыт для достижения поставленных целей.

Важно отметить, что Максим Гаман, бывший руководитель департамента городского имущества и нынешний глава "Мосинжпроект", является выдающимся специалистом с богатым опытом в реализации крупных проектов, включая программы развития территорий. Его назначение на эту должность мэром Москвы свидетельствует о доверии к его профессионализму и способностям ведения сложных задач.

"Мосинжпроект" сегодня играет ключевую роль в реализации важнейших градостроительных проектов Москвы, в том числе в области развития транспортной инфраструктуры. Это свидетельствует о значимости и ответственности, которые лежат на плечах команды под руководством Максима Гамана.

В контексте стремительного развития города и постоянно меняющихся потребностей жителей, вопрос о том, какие новые задачи и цели ставит перед собой "Мосинжпроект", становится все более актуальным. Возможно, компания планирует расширить свою деятельность за пределы Москвы и предложить свои услуги и экспертизу и в других регионах.

Наша компания не стоит перед задачей поиска новых проектов, поскольку мы активно работаем над текущими задачами. Эти проекты уже принесли нам статус крупнейшей инженерной компании в стране.

Важным примером нашей работы является завершение строительства Национального космического центра "Мосинжпроектом". Это здание площадью около 260 тысяч квадратных метров является одним из самых сложных в плане инженерных систем. В отличие от обычной схемы сдачи зданий на два этапа, здесь городской заказчик одновременно занимается как завершением строительства, так и внутренней отделкой и наполнением.

Этот проект демонстрирует нашу способность не только реализовывать сложные инженерные решения, но и эффективно управлять процессами внутри самого здания. Наша компания гордится возможностью принимать участие в таких инновационных и значимых проектах для города и страны.

В этом году Роскосмос планирует переехать на новое место. Коллеги уже разрабатывают план переезда, и уверены, что он начнется в ближайшее время. Однако, возможно, после завершения строительства Большой кольцевой линии, наблюдается уменьшение активности в строительстве метро в Москве. Сколько станций метро в настоящее время находится в работе?

На самом деле, сейчас не ведется такого масштабного строительства метро, как в период строительства БКЛ. Однако, это не означает, что потребности в новых станциях нет. Необходимо учитывать развитие города и повышение комфорта для пассажиров.

В процессе строительства метрополитена "Большое кольцо" особенно важно было учитывать его уникальную концепцию, требующую запуска всего комплекса или больших сегментов сразу. Это отличало его от обычных веток метро, которые можно строить поэтапно, добавляя новые станции к уже существующей сети. Поэтому строительство "Большого кольца" было приоритетным заданием для всех участников проекта, несмотря на ограниченные ресурсы.

Сегодня мы наблюдаем постепенное увеличение количества строящихся станций метро. Реализация проекта Рублево-Архангельской линии подземки идет полным ходом, тоннелепроходческие щиты уже работают на всех участках, за исключением сегмента от станции "Строгино" до "Серебряного бора". Но и на этом участке запуск щита запланирован на осень.

Важно отметить, что развитие метрополитена является ключевым элементом инфраструктурного развития города. Построение новых линий и станций не только облегчает транспортную нагрузку, но и способствует улучшению качества жизни горожан, обеспечивая им более комфортные и быстрые способы перемещения по городу.

Начиная с июня, мы приступили к проходке на Бирюлевской ветке, что стало важным этапом в развитии метрополитена. В ноябре планируется запустить щит на Арбатско-Покровской линии для продления до станции "Гольяново", где в настоящее время активно ведутся работы по освобождению площадки.

Необходимо отметить, что параллельно с этим идет строительство депо для поездов обеих новых веток подземки – как Рублево-Архангельской, так и Бирюлевской. Важным шагом является проектирование станций по Троицкой линии метро, куда планируется выйти до конца года, за исключением конечной станции.

В Троицке начнутся работы в конце первого квартала – начале второго квартала 2026 года, сейчас активно готовится участок под размещение станционного комплекса. И, наконец, принято решение о продлении Сокольнической ветки до МГСУ и далее почти до МКАДа вдоль Ярославского шоссе, что является важным шагом в улучшении транспортной инфраструктуры города. Обсуждение рабочего названия станций на этом участке уже активно ведется.

Московское метро продолжает активное строительство новых станций. В настоящее время ведется строительство 17 станций, а еще 14 станций находятся на стадии проектирования и подготовки к строительству. Город уже обзавелся семью тоннелепроходческими комплексами, что свидетельствует о постоянном развитии инфраструктуры. В сентябре этого года планируется открытие четырех новых станций Троицкой линии: "Академическая", "Вавиловская", "Крымская" и "ЗИЛ".

Вопрос о планах развития московского метро до конкретного года вызывает интерес у многих. Ответ на него дает представитель метрополитена, утверждая, что до 2032 года вся программа развития метро детально прописана по станциям и этапам. Более того, на данный момент уже законтрактовано 75% работ и разработаны графики строительства, что говорит о серьезности подхода к развитию транспортной системы города.

Появилась информация в прошлом году о возможном запуске проекта новой платной дороги в Москве, протяженностью от Ленинградского шоссе до "Москва-Сити". Считаете ли вы, что в целом идея создания платных дорог в столичной зоне оказалась успешной?

Проспект Багратиона, о котором идет речь, продемонстрировал свою эффективность – как экономическую, так и транспортную. Ежедневно по этой дороге проезжает более 20 тысяч автомобилей в среднем, а в пиковые периоды этот показатель достигает 40 тысяч. Такой значительный трафик позволил разгрузить не только Кутузовский проспект, но и прилегающие дороги.

При этом следует отметить, что внедрение платных дорог в Москве вызвало некоторые споры и противоречия среди жителей и экспертов. Однако, позитивные результаты работы проспекта Багратиона свидетельствуют о том, что такие проекты могут быть успешными и приносить пользу городу в целом.

Экономическая эффективность для инвесторов играет ключевую роль в успешном запуске новых концессий на транспортное строительство. Благодаря этому фактору в настоящее время активно прорабатываются проекты, один из которых охватывает смежные территории Москвы и Московской области.

По мнению экспертов, введение понятия мастер-плана в законодательство России в текущем году представляет собой значимое событие. Однако существует множество версий законопроекта, что требует внимательного рассмотрения. Какие аспекты властям Москвы следует учесть при подготовке данного закона?

Важным аспектом является то, что мастер-план должен стать не просто документом, а стратегическим руководством, определяющим приоритеты развития города на долгосрочную перспективу.

Важно отметить, что мэр Сергей Собянин акцентирует внимание на необходимости защиты мастер-плана перед Московской городской думой и последующего отчета о его реализации. Он также подчеркивает важность оперативной трансформации мастер-плана в случае изменения обстоятельств, оставляя генеральный план как детализированный инструмент для специалистов. Это видение развития столицы активно обсуждается с авторами законопроекта, и мы стремимся найти компромиссный подход.

С учетом вышесказанного, важно подчеркнуть, что процесс редевелопмента промышленных зон в Москве является одним из ключевых моментов в стратегии городского развития. Этот процесс требует внимательного планирования и координации между различными структурами власти и заинтересованными сторонами.

Ответ на вопрос о завершении редевелопмента промзон в Москве зависит от множества факторов, включая темпы строительства, экономическую конъюнктуру и социокультурные изменения в городе. Предполагается, что завершение этого процесса будет поэтапным и зависеть от конкретных условий каждой промышленной зоны.

В свете активного развития городской инфраструктуры Москвы, редевелопмент промышленных зон становится более актуальным. Этот процесс предполагает не только перезапуск неэффективных территорий, но и реновацию старых административных зданий. Важно понимать, что в последние годы город уделяет большое внимание увеличению производственного потенциала, что может потребовать пересмотра стратегии использования определенных площадок.

– Редевелопмент промышленных зон в Москве отражает изменения в подходах к городскому развитию. Этот процесс несет в себе потенциал для создания современных пространств, сочетающих в себе производственные, административные и жилые функции.

– С учетом активного развития городской инфраструктуры, возникает вопрос о необходимости сохранения промышленной функции на определенных территориях. Важно найти баланс между сохранением и обновлением промышленных объектов в контексте современных требований к городской среде.

В современном мире примеры успешного развития промышленных предприятий играют важную роль. Один из таких примеров - завод "Москвич", который в свое время выпускал 100 тысяч автомобилей в год на территории в 400 гектаров. Сегодня территория завода значительно уменьшилась, но производственные мощности выросли в два раза, и есть потенциал для их дальнейшего расширения. Недавно было принято решение о строительстве нового производственного комплекса, который позволит разместить парковку готовой продукции на крыше, освободив тем самым земельные ресурсы для других целей. Внедрение таких инновационных подходов способствует оптимизации использования пространства и повышению эффективности производства.

Современные предприятия становятся все более эффективными благодаря автоматизации процессов и применению новых технологий. Новый подход к организации производства предполагает использование более компактных и экономичных структур. Вместо огромных территорий сейчас достаточно небольшого, но функционального пространства.

Таким образом, если раньше заводы строились на нескольких этажах, то сегодня проектируются здания с большей плотностью застройки, включающие от четырех до шести этажей. На первом уровне размещается тяжелое оборудование, а выше – легкие компоненты производства, лаборатории, общепит и складские помещения. Это позволяет оптимизировать процессы и увеличить производительность предприятия за счет более рационального использования пространства.

Вопрос о строительстве нового цирка в Мневниковской пойме вызывает интерес у многих. Планируется ли его реализация за счет столичного бюджета и когда начнутся работы? В ответ на этот вопрос заявлено, что проект будет полностью финансироваться городом, но точная сумма инвестиций еще не определена. Отмечается, что выбрана концепция строительства, и в настоящее время идет работа над тем, чтобы сделать здание цирка максимально эффективным, не увеличивая его размеры. Планируется завершить разработку технико-экономических параметров в октябре, а начать строительство - в следующем году. Предполагается, что реализация проекта данного масштаба может занять от трех до четырех лет.

Источник и фото - ria.ru